Вечная безопасность верующего:
Библия против ересей кальвинизма
Глава 1
Что такое диспенсация?
Если вы используете распространенный Синодальный перевод с примечаниями Скофилда (старые примечания), то вы сможете там найти, как Скофилд пытается дать определение слову «диспенсация». Вот что он пишет:
«Диспенсация — это период времени, во время которого испытывается послушание человека по отношению к какому-то определенному откровению воли Божьей. В Писании находят семь диспенсаций».
Мы специально подчеркнули некоторые слова из определения Скофилда, чтобы показать, на что он ставит ударение. Но нужно отметить, что это не всё, что должно входить в определение диспенсации, и на что ещё НУЖНО ставить ударение. Давайте посмотрим в Библию, чтобы лучше понять значение данного слова.
Для тех читателей, которые обладают знанием английского языка, мы будем использовать стихи из Синодального текста, а потом из Библии Короля Иакова. Слово «диспенсация» используется в Авторизованной Версии четыре раза. Мы намеренно подчеркнули это слово, чтобы вы видели его. Вот эти стихи:
1Кор. 9:17 – «Ибо, если делаю это добровольно, я имею награду: но если против своей воли, диспенсация евангелия вверена мне».
1 Cor.9:17 – «For if I do this thing willingly, I have a reward: but if against my will, a dispensation of the gospel is committed unto me».
Здесь мы видим, что «диспенсация» означает «распределение», «раздача чего-либо». Когда Апостол Павел говорит: «диспенсация евангелия вверена мне» он имеет в виду свою ответственность, обязательство и верность откровению, которое дано ему Богом. Понимаете, именно Павлу первоначально Бог дал откровение Новозаветного спасения. Но подождите! Он не был спасён вплоть до Деяния 9-й главы.
Что же происходило в Деян. 2, например, когда Петр проповедовал в день Пятидесятницы? Он точно не проповедовал благую весть, записанную в 1Кор. 15:1-4. Присутствующим не сказали, чтоб они «веровали в Господа Иисуса Христа, и тогда спасутся». Петр не знал такого послания. Никто не знал о Божьем откровении плана спасения чрез веру без дел до того, как Павел рассказал. Хотя такой путь спасения стал возможным сразу после смерти Иисуса Христа на Голгофском кресте, никто не проповедовал спасение по благодати без дел закона вплоть до случая с евнухом в Деян. 8. Удивительно, как, имея только частичное познание о законченной работе Христа на кресте, он принял спасение по вере. Однако, новое полное откровение домостроительства благодати Божьей и обязанности к ней были даны только Павлу. Именно поэтому у нас имеются послания Павла. Вот почему многие наши братья, включая баптистов, не могут выйти из-под закона. Они постоянно пытаются поставить верующего под дела закона. Они не слушают Павла. Они не хотят ни принимать Божий план (устроение) для этого века, ни быть верным этому плану. Вечная безопасность верующего — важная доктрина, неотделимая от Евангелия.
Итак, перейдем к следующему стиху:
Еф. 1:10 – «Чтобы в диспенсации полноты времен ему собрать в одно все во Христе, и что на небе, и что на земле; именно в нем:»
Eph. 1:10 – «That in the dispensation of the fulness of times he might gather together in one all things in Christ, both which are in heaven, and which are on earth; even in him».
В этом стихе диспенсация относится к Божьему плану и цели «веков» (Еф. 2:7; 3:5; Кол. 1:26) и к кульминации «всего», так как в стихе говорится «полнота времени». Не вдаваясь в детальное объяснение стиха, мы просто скажем, что речь идет о будущих событиях, о которых Петр говорил в Деян. 3:21. По настоящему, речь идет обо «всем» — Божьи планы, Божьи дела и диспенсации и т.д. — кульминация «всего». Бог установил, что Господь Иисус Христос будет краеугольным камнем этих планов. Когда начнется вечность (Откр. 21-22), Агнец будет центром всего (Откр. 21:23); и спасенные в различные периоды времени: в Ветхом Завете, в период Церкви, в период Великой Скорби, а также в период Тысячелетнего Царства, — все соберутся вокруг Него. До того, как произойдет это событие, разные периоды должны быть ОТДЕЛЕНЫ друг от друга. Именно это многие пастора, проповедники и учителя НЕ делают.
Третий раз «диспенсация» встречается в Еф.3:21 – «Как вы слышали о диспенсации (БКИ) благодати Божией, данной мне для вас»
Eph. 3:21 – «If ye have heard of the dispensation of the grace of God which is given me to you-ward».
Здесь мы видим, что диспенсация — это благодать, данная Павлу. И эта благодать дала Павлу возможность понять кое-что. «Потому что мне через откровение возвещена тайна о чем я и выше писал кратко» (ст.3), говоря о тайне Христовой, которую не знали до этого. «Которая в других веках не была сделана известной сынам человеческим, как она теперь открыта его святым апостолам и пророкам Духом;» (ст.5). Тайна есть, «Чтобы язычникам быть сонаследниками, и [членами] того же тела, и участниками его обещания во Христе посредством евангелия:» (ст.6).
Итак, мы видим, что ударение стоит не только на самом периоде, в котором Бог делал что-то особенное, а на том, что диспенсация является ПЛАНОМ или МЕТОДОМ исполнения. И Бог «открыл», «явил» эту тайну Павлу. Эта доктрина не была принята фарисеями, которые встретились с апостолами на Иерусалимском соборе (оберегайтесь слова «собор»). Они не приняли официальное, теологическое, доктринальное утверждение Павла (Деян. 15:1-11), что спасение — это мгновенное действие Бога в сердце верующего благодатью через веру без дел закона. Смотрите также Деян. 13:39.
Посмотрим на последнее четвертое употребление слова «диспенсация»:
Кол. 1:25 – «Которой я сделался служителем, согласно диспенсации Божьей, что дана мне для вас, чтобы исполнить слово Божье».
Col. 1:25 – «Whereof I am made a minister, according to the dispensation of God which is given to me for you, to fulfil the word of God».
Опять Бог дает Павлу откровение определенной «тайны» (ст.27), «которая есть Христос в вас, упование славы». Это означает, что хотя Святой Дух пребывал в ветхозаветных святых (Ген. 41:38), в них не было Иисуса Христа. (Смотрите 1 Петра 1:11).
«…согласно диспенсации Божьей»
Здесь мы видим, что диспенсация — это Божественное домостроительство, в котором применяется такая же власть и авторитет, как и в семье. Церковь (тело Христа) является «домом Божьим» (1Тим. 3:15), в котором находятся «свои по вере» (Гал. 6:10). Бог является главою или хозяином семьи; Христос является Сыном в своём собственном доме; служители являются «прислугой» в нём (1Кор. 4:2). Их власть происходит от Бога (Деян. 26:16), и диспенсация Евангелия передана им: это от Бога, а не от людей, так как никто кроме Бога не может дать силу распространять спасение, которое только благодаря Его благодати. Именно поэтому этот период называется диспенсацией «Благодати Божьей» (Еф. 3:2).
Другими словами, диспенсацией является РАЗЛИЧИМОЕ устройство плана Божьего для разных времён. Также это распространение Божьего откровения нам, чтобы мы могли понять эти РАЗЛИЧИЯ. Именно поэтому важно и необходимо правильно разделять слово истины, так как такие различия диспенсаций встречаются по всей Библии. Для верующего думать, что такие различия в Библии не существуют, равносильно отвержению «Божьей мудрости» (Еф. 1:8) и «благодати» (Еф. 3:2). Это показывает недостаток духовной личности увидеть и исполнить Божий «план» (Деян. 26:16; Рим. 8:28; Еф. 1:9,11; 3:11; 2Тим. 1:9; 1Иоан. 3:8; Еф. 2:7; 3:5,21; Кол. 1:26), а также ослабляет духовный рост такого христианина.